Как часто менять тормозную жидкость

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Для каждого автомобилиста в приоритете вопрос о безопасной эксплуатации своего авто. Тормозная система является одной из важнейших в вопросе защищенности за рулем. Для корректной работы тормозных механизмов нельзя пренебрегать профилактической заменой тормозной жидкости.

Оглавление:

Зачем менять тормозную жидкость

Тормозная жидкость выполняет определенную функцию в процессе торможения. В момент воздействия на педаль тормоза, она оказывает давление на колесные цилиндры от ГТЦ. В случае ее нехватки в системе, машину нельзя эксплуатировать. А в случае утечки, тормозные цилиндры на колесах могут и вовсе не сработать.

Использование старой или некачественной жидкости может привести автомобиль к следующим поломкам:

Неисправность Причина  Как устранить
Разбухание прокладок ГТЦ (педаль не возвращается в исходное положение) Использование жидкости неподходящего класса, наличие в ней осадка или минеральных масел Промывание всей системы гидропривода, замена поврежденных уплотнительных элементов, замена жидкости, удаление воздуха из системы
Заедание поршня суппорта (педаль не возвращается в исходное положение) Использование старой или некачественной жидкости Очистка и прокачка всей системы гидропривода
Наличие воздуха в тормозной системе, износ шлангов (снижение усилия при нажатии на педаль) Использование старой тормозной жидкости с большим % влаги Удаление воздуха, замена шланга, замена тормозной жидкости
Мягкая педаль, низкая эффективность торможения Использование тормозной жидкости с низкой температурой кипения Замена тормозной жидкости и удаление воздуха из системы
Тормозная жидкость, только что приобретенная в магазине, является несжимаемой. Но в силу того, что она обладает повышенной гигроскопичностью, с большим пробегом она вбирает в себя воду и становится сжимаемой. Если в тормозной жидкости уже критическая доля воды, то это может обернуться ее закипанием при длительном торможении. Из-за этого тормозная педаль может или вовсе провалиться в пол, или машина не будет тормозить эффективно.

Зачем менять тормозную жидкость | Как часто менять тормозную жидкость

Вода в тормозной жидкости так же способствует окислению механизмов. Это непосредственно оказывает влияние на общий износ суппортов, тормозных дисков, ГТЦ и тормозных трубок.

Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле

Обычно, в каждой эксплуатационной книге к авто есть информация о том, как часто необходимо делать полную замену жидкости, влияющей на эффективность торможения. Если точной информации по частоте замены там нет, то это необходимо делать согласно общему регламенту.

Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле

Многие меняют тормозную жидкость ориентируясь на пробег, либо на определенное количество времени после прошлой замены. Кто-то ее вообще не меняет и даже не подозревает о такой необходимости. Независимо от возраста автомобиля, она должна периодически полностью меняться на новую. От этого напрямую зависит качество торможения, а значит, и Ваша безопасность тоже.

Общий регламент предусматривает замену технических жидкостей раз в 30-60 тысяч км пробега, либо раз в два года, если Ваш пробег за этот период времени оказался менее этого значения

При агрессивном стиле вождения с применением резкого торможения, интервал замены будет раз в 30 тысяч км. При спокойной манере вождения, водителям, применяющим плавное заблаговременное торможение, замена тормозной жидкости потребуется через 60 тысяч км пробега.

Исключением из этого регламента станут спортивные авто со спортивной тормозной системой. В них замена тормозной жидкости проводится в два раза чаще.

Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле

На спортивных автомобилях тормозную жидкость приходится менять в два раза чаще

Если Вы не так часто пользуетесь автомобилем, то менять тормозную жидкость раз в два года так же обязательно, даже если Вы проехали не более 10 тысяч км. Это обуславливается тем, что только за год она может вобрать до 1-3% воды.

Как понять, что пора менять тормозную жидкость

Помимо соблюдения общего регламента замены жидкости, необходимо периодически оценивать ее состояние. Для этого достаточно заглянуть в бачок тормозной жидкости, открутив крышку. Кроме того, во многих моделях авто бачок полупрозрачный, и на нем имеются риски максимального и минимального уровней жидкости. По ним можно легко определить, нет ли необходимости в подливе жидкости.

Как понять, что пора менять тормозную жидкость | Как часто менять тормозную жидкость

Тем не менее, стоит и осматривать жидкость и внутри бачка. Такой осмотр полезен тем, что Вы можете заметить ее визуальные изменения — смена цвета, наличия осадков и примесей и т.д.

Как понять, что пора менять тормозную жидкость | Как часто менять тормозную жидкость

Проверка тормозной жидкости в бачке

В процессе эксплуатации автомобиля тормозная система со временем может разгерметизироваться. Как результат, в систему может попадать воздух, а сама жидкость может вытекать. Течь жидкости возможна из-под уплотнителей ГТЦ, тормозных трубок и из догружателя тормозов.

Если Вы заметили, что Ваша тормозная жидкость поменяла цвет, стала мутной или в ней образовался осадок, то тогда лучше сделать ее полную замену. Эксплуатировать автомобиль в данном случае нельзя, пока не будет залита новая жидкость. В норме тормозная жидкость должна быть прозрачной, однородной и без осадка.

Как понять, что пора менять тормозную жидкость | Как часто менять тормозную жидкость

Слева — новая чистая тормозная жидкость, справа — старая, долго используемая.

Помимо личного визуального контроля, в автосервисах могут провести проверку качества тормозной жидкости специальным тестером. Такой тестер определяет процент содержания воды в жидкости. Если это значение окажется критичным, то тестер покажет на табло необходимость замены тормозной жидкости. Содержание воды выше 3% уже считается недопустимым.

Как понять, что пора менять тормозную жидкость | Как часто менять тормозную жидкость

Проверка тормозной жидкости специальным тестером

Виды тормозной жидкости

Сегодня в автомагазинах огромный выбор тормозной жидкости среди различных брендов и классов. Главное их принципиальное отличие – это поглощение влаги и максимальная температура кипения. Чем выше эти качества, тем дороже стоит тормозная жидкость.

По своему составу тормозная жидкость делится на три группы:

  • Гликолевые
  • Синтетические
  • Минеральные

Виды тормозной жидкости | Как часто менять тормозную жидкость

Классы гликолевых и синтетических тормозных жидкостей

Тормозная жидкость различается по классам, принятым на основании федерального стандарта по безопасности автомобилей Министерством транспорта Америки. Эта классификация применяется во всем мире.

Основные виды классов тормозной жидкости:

  • DOT 3
  • DOT 4
  • DOT 5.1
  • DOT 5

Классификационные показатели тормозной жидкости:

Класс тормозной жидкости Температура закипания, С Вязкость, мм²/с Цвет
новая жидкость жидкость с долей воды не более 3,5% жидкость с долей воды не более 3,5% при температуре 100 С При температуре -40 С
DOT 3 от 205 от  140 до 1,5 от 1500 от светло-желтого до светло-коричневого
DOT 4 от 230 от 155 до 1,5 от 1800
DOT 5.1 от 260 от 180 до 1,5 от 900
DOT 5 от 260 от 180 до 1,5 от 900 темно-красный

Как видно из таблицы, параметры тормозной жидкости разделены на новой и увлажненной в процессе эксплуатации. Такое разделение обуславливается тем, что показатели одного и того класса жидкости будут отличаться для новой жидкости и той, которая уже какое-то время была залита в машине.

Минеральные жидкости имеют очень низкий коэффициент гигроскопичности за счет своего состава. Но на практике такая тормозная жидкость не является универсальной в применении. Например, зимой при -25 С, если залита минералка, то на автомобиле лучше не ездить. При низких температурах вязкость минералки увеличивается и это может загубить всю тормозную систему. Еще минеральная жидкость имеет очень низкую температуру закипания, что позволяет ее применять, только если вы ездите на очень маленьких скоростях.

Применение тормозной жидкости разных классов

Класс DOT 3 отлично подойдет для легковых автомобилей с барабанными тормозами или с дисковыми на передней оси и с барабанами на задней оси. В ее составе находится гликоль, благодаря чему цена жидкости такого класса является доступной. Но обратная сторона такого состава – это высокая всасываемость влаги. Жидкость такого класса быстро накапливает влагу до критического соотношения.

Класс DOT 4 является одним из самых популярных среди автомобилистов. Такая жидкость подойдет для всех авто, в частности, с дисковыми тормозами на всех осях. В ее химический состав входят сложные эфирные соединения в комплексе с борной кислотой. Благодаря такому составу, в жидкости такого класса практически полностью нейтрализуется влага. Такая тормозная жидкость прослужит автолюбителю долго.

Применение тормозной жидкости разных классов | Как часто менять тормозную жидкость

Класс DOT 5.1 хорошо подойдет для спортивного авто, тормозная система которого подвергается сильным нагрузкам. Жидкость класса DOT 5.1 имеет такой же состав, как и DOT 4, но за счет улучшенной формулы выдерживает большую температуру закипания и обеспечивает более эффективную абсорбцию влаги.

Класс тормозной жидкости DOT 5 не часто используют на обычных авто. В ее составе находится силикон, что лишает ее гигроскопичности. Но в этом все-таки есть один принципиальный минус. Такая тормозная жидкость способствует скоплению воды в тормозных шлангах системы. Это может привести к окислению элементов системы или замерзанию воды при температуре ниже 0 С.

Применение тормозной жидкости разных классов | Как часто менять тормозную жидкость

Жидкость одного класса, но разного производителя можно смешивать друг с другом. Жидкость разных классов не желательно смешивать. Но в случае необходимости, можно совместить DOT 3 и DOT 4, DOT 4 и DOT 5.1. При этом обязательно нужно запомнить правило, что к жидкостям меньшего класса можно добавлять только жидкость такого же или более высокого класса. А вот к жидкости DOT 5 ни при каких условиях нельзя доливать жидкости других классов, так как это может привести к серьезным проблемам в тормозной системе.

Какую тормозную жидкость выбрать

Больше всего на российском рынке себя зарекомендовали гликолевые жидкости. Их свойства позволяют эксплуатировать автомобиль в наших климатических условиях и при этом отличаются высокой температурой кипения.

При выборе тормозной жидкости следует смотреть на торговую марку и классификацию. Заводы изготовители автомобилей чаще всего заливают в новые авто DOT 4. Она является оптимальной по своим качествам и подходит практически для всех авто.

Какую тормозную жидкость выбрать | Как часто менять тормозную жидкость

Тормозная жидкость Castrol DOT 4

При выборе торговой марки можно отталкиваться от своих личных предпочтений в производителях автомобильной химии. Традиционно, самые лучшие свойства показали тормозные жидкости торговых марок Castrol, Total, Mobil. Жидкости данных марок по результатам испытаний полностью соответствуют классификационным свойствам.

Какую тормозную жидкость выбрать | Как часто менять тормозную жидкость

Тормозная жидкость Mobil DOT 4

Как заменить тормозную жидкость

Процесс замены тормозной жидкости не такой сложный, поэтому при желании, с ним можно справиться самостоятельно. Процедуру лучше выполнять на эстакаде или можно обойтись поддомкрачиванием колес.

Для замены тормозной жидкости потребуется:

  • 1-2 литра новой тормозной жидкости
  • Силиконовый шланг (можно приобрести в аптеке, от капельницы)
  • Гаечный ключ
  • Емкость для сбора отработанной жидкости
  • Большой шприц (желательно, но не обязательно)

Если используются домкраты, то с автомобиля сначала демонтируют задние колеса. Со штуцеров тормозных колесных цилиндров нужно снять колпачки, в дальнейшем на каждый из штуцеров по очереди надевать силиконовый шланг.

Если имеется шприц, то откручиваем крышку бачка с тормозной жидкостью, подносим к нему шприц и пробуем откачать в него как можно больше старой тормозной жидкости. Это делается просто для того, чтобы меньше старой жидкости сливалось через тормозные цилиндры — иными словами, это помогает сделать данную процедуру чуть быстрее.

Как заменить тормозную жидкость | Как часто менять тормозную жидкость

Далее заливаем в бачок новую чистую жидкость и закрываем его крышкой.

Как заменить тормозную жидкость | Как часто менять тормозную жидкость

Теперь необходимо прокачивать тормозную систему. Устанавливаем к штуцеру колесного цилиндра гаечный ключ и сверху надеваем силиконовую трубочку для слива жидкости. Помощнику (желательно делать это с ним) необходимо нажимать на педали тормоза — примерно по 4-5 нажатий. В это время необходимо повернуть гаечный ключ, чтобы жидкость потекла по шлангу в приготовленную емкость доя сбора старой жидкости.

Как заменить тормозную жидкость | Как часто менять тормозную жидкость

При этом важно следить, чтобы уровень жидкости в бачке не опустился ниже минимума, иначе в системе может получиться завоздушивание. При необходимости подливается новая жидкость в бачок.

Если по шлангу пошла уже чистая тормозная жидкость, то с данным колесом закончить эту процедуру. Снять силиконовый шланг со штуцера и хорошо его закрутить. Процедура повторяется со всеми колесами поочередно.

При собственноручной процедуре замены тормозной жидкости очень важно соблюдать меры предосторожности, так как она ядовита для человека. При попадании жидкости в глаза, их необходимо срочно промыть или обратиться к врачу.

Подробнее о том, как самостоятельно слить тормозную жидкость смотрите в полезном видео:

Для того, чтобы автомобиль служил Вам долгие годы, не забывайте следить за его состоянием. Профилактическая замена тормозной жидкости может уберечь Вас от дополнительных затрат и других неприятностей. Не забывайте контролировать ее уровень и качество. Удачной Вам дороги.

5/5 - (1 голос)
ПОДЕЛИТЬСЯ:

Оставьте комментарий